понедельник, 22 мая 2017 г.

За следующие 20 лет зарплаты вырастут в лучшем случае в полтора раза

"Мы с вами знаем, и вы знаете, что по моему поручению работают различные экспертные группы, но, безусловно, работа, которая была проведена правительством РФ, должна лечь в основу всех сделанных предложений" — этими словами в пятницу президент Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым обозначил конструкцию, в которой предполагается в ближайшие недели обсуждать план действий власти на период с 2018 года. Из объявленных итогов встречи следует, что (по крайней мере до следующего решения) основой единой экономической программы власти будет среднесрочный план действий Белого дома до 2025 года, в предварительном варианте в мае 2017 года собранный Минэкономики под руководством министра Максима Орешкина. Предложения "других экспертных групп", в первую очередь ЦСР под руководством Алексея Кудрина, будут рассматриваться в "окончательном варианте", сроки разработки которого не обозначены.

 

Несмотря на то что пока программа Минэкономики известна лишь в выдержках (как и программа ЦСР), она заведомо не предполагает радикальных решений. Это следует из базового для нее экономического прогноза — "Сценарных условий функционирования экономики РФ на период до 2035 года", которые, по данным "Ъ", еще 17 мая переданы Минэкономики премьер-министру.

 

Как и в ранних версиях прогноза, Минэкономики заложило в целевой вариант прогноза реализацию некоторого набора реформ 2018-2024 годов. Структура прогноза такова, что три блока структурных реформ — рост численности занятых в экономике, рост инвестактивности и рост производительности труда — вне зависимости от конкретного их наполнения (так, рост численности занятых проще всего реализовать повышением пенсионного возраста, но возможны и инновационные варианты) их вклад в будущее развитие оценивается как константа. "Бюджетное правило" можно считать включенным в той или иной мере во все варианты: сценариев с ценой нефти выше $54,8 за баррель (к 2031-2035 годам) Минэкономики не рассчитывает.

 

Сценарные условия Минэкономики демонстрируют: в течение ближайшего двадцатилетия в заданных ограничениях на реформы существенных трансформаций экономики ожидать не следует — ни в консервативном, ни в базовом, ни даже в целевом варианте развития. Наиболее потенциально весомое и относительно мало обсуждаемое предложение Минэкономики, соответствующее целевому сценарию: развитие институтов проектного финансирования. Сложно сказать, что команда Максима Орешкина включает в это понятие и как будут эти идеи выглядеть в "окончательной версии" программы. С одной стороны, все варианты прогноза предполагают сокращение доли госинвестиций в общих инвестициях. С другой — краткое описание Минэкономики развития института проектного финансирования может подразумевать рост эффективности работы госбанков и госинститутов развития в инфраструктурных проектах: принципиальные отличия такого рода инициатив от "плановых" инициатив РАН неочевидны.

 

Второй блок структурных реформ — улучшение инвестклимата — вряд ли в достаточной мере подконтролен правительству. Наконец, меры по развитию "человеческого капитала" предполагается реализовать через "приоритетный проект по повышению производительности труда" (в цифрах целевой сценарий предполагает рост производительности в 2017-2035 годах в 3,4 раза, консервативный при низких ценах на нефть — в 1,3 раза, базовый — в 1,7 раза), однако сопровождается некоторым сокращением доли образования и здравоохранения в ВВП. Видимо, нынешняя структура расходов — как минимум на образование — позволяет авторам видеть потенциал роста производительности в секторе при сокращении затрат. Рост инвестактивности относительно других отраслей, согласно прогнозам Минэкономики, будет наблюдаться сначала в секторах недвижимости и строительства (рост доли в общих инвестициях с нынешних 22,4% до 26% в 2017-2020 годах и 26,7% к 2035 году) и в обработке (с текущих 11,4% плавно до 14,7% в 2035 году), доля вложений в ТЭК будет медленно снижаться, в транспорт и связь — снижаться быстрее (с 17,4% до 12,2%). Доля инвестиций в здравоохранение и образование в общих инвестициях снизится с 3,4% в 2017-2020 годах до 2,8% в 2035 году. Сами инвестиции должны будут в целевом сценарии расти темпами выше 5% в год.

 

Расчеты Минэкономики вряд ли могут сильно воодушевить население — при кратном росте производительности труда в целевом варианте реальные зарплаты с 2017 по 2035 год должны вырасти на 56,5% при росте ВВП за этот же срок на 78,4%, а потребление домохозяйств как доля ВВП увеличится с нынешних чуть более 50% за 18 лет на три процентных пункта. Номинальная средняя зарплата в оптимистичном варианте в 2035 году составит 121 тыс. руб. при "вечной" четырехпроцентной инфляции (она сократит доходы к номинальным к 2035 году в 2,1 раза). В текущих мировых ценах это означает увеличение средней зарплаты нынешнего работающего поколения с $500 до $800 в месяц и страховых пенсий с $200 до $350 к 2035 году.

 

Цели по росту ВВП в прогнозе Минэкономики также не слишком амбициозны: экономика РФ в целевом сценарии достигнет пика роста — 3,6% — в 2028 году, затем замедлив темпы до 3,1% в 2035 году. Мировая экономика, как предполагают в правительстве, будет расти к этому времени уже медленнее 3% в год. Впрочем, ожидания от программ и Минэкономики, и ЦСР завышены: даже будучи значительно улучшена, нынешняя модель развития вряд ли в состоянии сделать из России экономику, способную догнать по основным критериям ОЭСР за 20 лет.


http://creditmanma.proboards.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий